Европротокол по-прежнему непопулярен
Судя по официальной статистике, число водителей, которые оформили свои ДТП без участия ГИБДД, за 2013 год выросло лишь на 1% до 9,1%. Причина - частые отказы страховых компаний из-за якобы неправильно оформленных документов и слишком низкий лимит ущерба - лишь 25 тысяч рублей.
Напомним, что так называемый Европротокол введен в России с 2009 года. Норма планировалась как антипробочная. Действительно, если для оформления аварии не вызывать ГИБДД, то уладить дела можно очень быстро. Правда, мало кто решается обойтись без инспекторов, и на то есть свои причины.
1. Для использования Европротокола необходимо, чтобы один из водителей добровольно признал свою вину. В России автомобилисты до последнего пытаются свалить вину на другого, даже если очевидно противоположное.
2. Сумма ущерба одного автомобиля не должна превышать 25 тысяч рублей. Это очень маленькая сумма - на многих автомобилях на эти деньги невозможно даже заменить и покрасить бампер. Кроме того, на глаз оценить ущерб очень трудно, и для перестраховки автомобилисты вызывают ГИБДД, чтобы уж точно не потерять деньги.
3. Нужно самостоятельно заполнять схему ДТП, причем малейшая ошибка или неточность может послужить поводом для отказа в выплате со стороны страховщика. Люди просто не хотят рисковать.
Отучиться отказывать по формальным признакам страховые компании не могут, зато активно лоббируют увеличение лимитов по ущербу. Звучали суммы в 50-75 тысяч. Последнее предложение РСА - лимит в 400 тысяч для Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, при этом страховщики предлагают принимать заявки по Европротоколу, только если оба автомобиля имеют на борту устройства ГЛОНАСС, позволяющие объективно определить положения транспортных средств в момент столкновения. В РСА говорят, что фотографии и видеозаписи с места ДТП можно подделать, и только ГЛОНАСС позволит получать достоверную информацию. При таких условиях, видимо, популярность Европротокола если и будет расти, то крайне медленно.